Сегодня наша историческая страничка посвящена одному из красивейших зданий города – зданию краеведческого музея, именуемому таганрожцами дворцом Алфераки.
Итак, внимайте. На стороне Российской империи в очередной русско-турецкой войне 1768-1774 годов выступили и греческие ополченцы. Опасаясь в дальнейшем преследования со стороны Оттоманской Порты, они испросили согласия императрицы Екатерины II на переселение в Россию. Та благословенно согласилась. И греки вместе со своими семьями дружно поехали на новую родину. Они поселились в Приазовье – в Крыму, а также в Таганроге и вокруг него, откуда и пошло название, например, поселения Греческие роты.
Среди приехавших был Дмитрий Ильич Алфераки. Ему как дворянину было дано целое имение, которое он назвал в честь своей родины Лакадемоновкой (Лакедемония или Лакония – область в Греции) – не единственное, кстати, греческое название на просторах Приазовья. Его сын Николай Дмитриевич стал успешным купцом и, решив поразить Таганрог великолепием греческой архитектуры и собственного богатства, заказал строительство двухэтажного особняка в центре города, на улице Католической (ныне улица Фрунзе). Руководителем проекта стал прекрасный архитектор Андрей Штакеншнейдер, архитектор императорского двора, автор знаменитого Мариинского дворца в Санкт-Петербурге, известный авторитет в этой области.
И в ноябре 1848 года работы были благополучно завершены. Таганрожцы, безусловно, были поражены – сам градоначальник проживал в одноэтажном строенном-перестроенном доме, а большинство жителей – в простых небольших домиках, возвышающихся из-за своей заглубленности всего на 2- 3 метра от земли. А здесь!..
Громадные колонны по фасаду, прекрасная античная лепнина, анфилада больших комнат и двухсветный зал для приемов, украшенный росписями итальянских художников, – все это поражало не только провинциалов, но и столичных людей. Такой парадной лестницы в Таганроге больше не было, да, наверное, и не будет! Сам князь Михаил Голицын, известнейший ценитель роскоши и красоты, побывав в Таганроге в 1857 году, так положительно отозвался об этом доме: «В отношении великолепия в Таганроге есть дома, не уступающие царским палатам. Таков, например, дом известного богача, негоцианта Алфераки, стоящий, по уверению многих, внимательного осмотра по превосходным картинам, статуям, антикам и другим предметам художественной роскоши».
Посмотреть на это чудо приходили не только таганрожцы и жители всех деревень в округе, а даже приезжали купцы и помещики из Екатеринослава и Харькова подивиться таганрогскому размаху.
Но жизнь не стоит на месте. И после смерти Николая Дмитриевича дом был продан наследниками, перепродан и в конце концов в 1872 году оказался в собственности таганрогского Коммерческого собрания. В нем и был устроен клуб этого общества, и таганрогские коммерсанты зачастую проводили в нем вечера, играя в покер и наслаждаясь музыкальными концертами заезжих знаменитостей.
Во время революции и Гражданской войны в доме попеременно размещались штабы противоборствующих сторон, а в 1928 году здание передали краеведческому музею. В годы войны немецкое командование также не посчитало зазорным разместить свой штаб в этом красивейшем здании. Кстати, убегая, немцы очень сильно опустошили запасники музея, прихватив картины Айвазовского, Верещагина и почти всю коллекцию холодного и огнестрельного оружия.
В советское время богатое убранство здания было сильно поковеркано. Росписи, лепнина, статуи – все было снято или потеряно. И только на рубеже веков благодаря успешной реставрации былое великолепие частично было восстановлено и радует глаз посетителей музея.
Так вот. С некоторых пор «люди от культуры» стали называть здание краеведческого музея дворцом Алфераки. Во всем цивилизованном мире дворцом всегда и везде была резиденция правителя либо высшей знати. Причем в императорский период Таганрога это здание никогда дворцом не называли, тем более и в советский, а в свободной демократической стране тяга к дичайшей помпезности вылилась в переименование дома во дворец, никогда таковым не являвшимся.
Здание музея выполнено в лучших традициях классицизма – можно сказать, известнейшего направления в европейской культуре XVII–XIX веков. В архитектуре оно характеризуется подражанием принципам далекого античного зодчества: симметрично-осевые композиции, сдержанность внешнего декоративного убранства, простые, строгие и при этом монументальные архитектурные решения и формы, отсутствие ярких цветовых решений и преобладание неброских по цветовой гамме строительных и отделочных материалов.
В этом стиле выполнены почти все знаменитые дворцовые комплексы Европы, и именно желание вдруг «получить» дворец и в Таганроге побудило провинциалов переименовать здание краеведческого музея во «дворец Алфераки».
Несмотря на все эти нововведения, старейший музей на юге России, а основан он был в далеком 1898 году, таганрогский краеведческий музей имеет богатые и интересные экспозиции, увидеть которые вы можете всегда, посетив музей и воочию увидев не только предметы старины, но и то великолепие и красоту архитектуры здания, которые поражают таганрожцев и гостей города вот уже третий век…
И вот как стало известно, на реставрацию здания выделяются деньги. Подрядчика, который займется ремонтом памятника архитектуры, ищет через сайт госзакупок Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации.
Максимальная цена контракта составляет 112 млн. 510 тыс. руб. Деньги будут выделены из федерального бюджета. Реставрационные работы начнутся сразу после подписания контракта, и продлятся до середины 2018 года.
Исполнителю предстоит отремонтировать фасады здания, двери, крышу, окна. Кроме того, нужно будет воссоздать архитектурно-лепный декор и кладку конструкций, починить инженерные системы и системы энергообеспечения.