Таганрогский бизнес и власть в очередной раз обсудили проблемы городской экономики. Оказалось, что видят они их по-разному. Власть традиционно более оптимистично, бизнес – менее, но в одном они сходятся: по большому счету состояние экономики Таганрога и, соответственно, уровень жизни горожан определяются ситуацией на крупных предприятиях, влияние на которые у муниципалитета минимально. А их положение многим внушает тревогу.
На встрече, которая прошла в ходе очередного бизнес-завтрака, организованного главой консалтинговой компании «Советник» Еленой Сиротой, администрацию представлял первый заместитель ее главы Олег Деменев, курирующий экономический блок городской власти. Он, как и положено задействованному в решении вопросов развития малого и среднего бизнеса чиновнику, отметил важность развития предпринимательства и заявил о готовности муниципалитета поддерживать малые и средние предприятия и их инвестиционную деятельность. Однако выяснилось, что степень господдержки – отнюдь не главная проблема предпринимателей. Главную же озвучила, перебив г-на Деменева, директор ЗАО «СПФ» (занимается розничной торговлей) Елена Григорьева. По ее словам, малый и средний бизнес наиболее острым из вопросов считает падение покупательской способности населения. Это неудивительно, ведь торговля – крупнейший сегмент городской экономики. По данным администрации, на ее долю приходится 37% прибыли, полученной предприятиями, работающими на территории Таганрога. Для сравнения: у обрабатывающих отраслей этот показатель – 27%, у остальных еще меньше.
Причиной падения покупательской способности предприниматели называют и далеко не самую высокую даже по меркам Ростовской области заработную плату специалистов многих профессий, и сокращение производств, в том числе предприятий, которые десятилетиями являлись «якорями» таганрогского рынка труда. Такими, например, стали завод «Красный котельщик» и автомобильное производство, прославившееся множеством инфоповодов как для региональной, так и для федеральной прессы. По поводу последнего Олег Деменев обнадежил собравшихся: по его словам, на мощностях «Эч Ти Авто», которое горожане по привычке называют «ТагАЗом», будет сделано 40 тысяч автомобилей Aquila. А это масса рабочих мест на производстве.
Не менее животрепещущий вопрос – качество рабочей силы. По словам Елены Григорьевой, люди в Таганроге «не хотят работать». Общая инертность жителей трудоспособного возраста и их нежелание брать на себя ответственность за принятие решений, работая на высоких должностях, приводит к тому, что найти сотрудника на интеллектуальную работу достаточно сложно. Были высказаны предположения, что проще нанять молодого сотрудника без опыта и «вырастить» его на месте. Но такая тактика требует времени и вложений, а развивать бизнес нужно уже сейчас.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что бюджет Ростовской области на 2014 год в целом вполне оптимистичен, но во многих населенных пунктах ситуация менее радужная. И Таганрог попал в их число, хотя и считается городом-донором. Бюджет на 2014-й сверстан с дефицитом. Конечно, тут сыграло роль не только нежелание части бизнеса платить налоги, однако вопрос о выводе предпринимателей из тени остался на повестке дня.