Сегодня наш рассказ посвящен всеми забытой, но очень интересной и обязательно заслуживающей вашего внимания странице истории родного города. Танковой странице, всеми забытой, но именно поэтому и предоставленной вам сегодня.
Шел грозный 1919 год. Отгремели бои Первой мировой войны, но сражения Гражданской войны пылали с наибольшим размахом и кровопролитием. Добровольческие части смогли на юге России взять под контроль громадную территорию от Кавказа до Харькова и от Царицына (Волгоград) до Киева. И почти в центре этого военно-государственного образования белогвардейцев находилась ставка их Верховного главнокомандующего генерала Деникина. И как вы догадались, правильно – в Таганроге.
Дело в том, что решено было квартировать штаб не в большом и шумном городе (к примеру, в Ростове), а в небольшом городишке, но обеспеченном как связью, так и всеми видами транспорта. И выбор пал на наш славный Таганрог.
А поскольку решено было перевести в наш город и многие вспомогательные части, то в Таганрог была переведена и Школа английских танков, размещавшаяся до этого в Новороссийске.
Танки и тогда уже представляли из себя грозную силу, способную сокрушать любого врага. Но в российских войсках в Первую мировую войну танков не было – зачем, когда есть тысячи живых солдат. И когда весной 1919 года англичане стали поставлять армии Деникина эти боевые машины, оказалось, что у русских нет танкистов. Поэтому союзниками и была организована танковая школа, вскорости переведенная к нам в Таганрог.
Под ее размещение были отданы казармы и полигон артиллерийской бригады, расквартированной до 1917 года в Таганроге (территория нынешних Артиллерийских переулков), а почти три десятка английских офицеров-инструкторов разместились в городских гостиницах.
Английские офицеры первоначально планировали проводить 6-месячные учебные курсы, но оказалось, что русские офицеры – а команды танков были почти сплошь офицерскими – вполне смышленый народ, а поскольку их-то и набирали из технических частей, то они вполне успешно все познавали и за 4 недели.
Танки, поставляемые Антантой, выгружались все же в Новороссийске, так как таганрогский порт не мог принять корабли с большой осадкой, но сразу же отправлялись в Таганрог, где для них формировались экипажи, проводилось обучение, и танки отправляли на фронт.
Конечно, появление танков в Таганроге вызвало неописуемый ажиотаж у всего населения. Почти весь город пришел посмотреть на первый эшелон, доставивший невиданные машины. А когда эти громадины стали каждый день ездить по полигону, рыча и выбрасывая облака едкого дыма, да еще и стрелять по мишеням – тишина в нашем Таганроге исчезла навсегда.
Всего в Таганрог было направлено, по нашим подсчетам, 57 танков. Честно скажем, количество бронированной техники белогвардейцев очень сильно проигрывает танковым дивизиям Второй мировой войны, искромсавшим своими гусеницами не только окрестности Таганрога, но и все его мостовые.
Все танки нам поставлялись, к сожалению, не новые, а уже повоевавшие на фронтах Первой мировой войны, поэтому они первоначально отправлялись на завод «А. Нев, Вильде и К» (ныне ТКЗ), где и велись работы по их починке и восстановлению.
После прохождения обучения все курсанты школы получали удостоверения об окончании курсов, и сформированные в отряды (обычно по 4 машины) отправлялись на фронт.
Также в Таганроге был организован ремонт танков. Все подбитые танки забирались с поля боя, если имелась такая возможность, и отправлялись в Таганрог. Работы по их починке и восстановлению велись все на том же заводе «А. Нев, Вильде и К».
Причем таганрогские инженеры и рабочие, насмотревшись на английские танки, решили создать свой собственный танк. Ими были сконструированы бронетракторы на шасси фирмы «Ломбард», вооруженные пулеметами, а также изготавливались импровизированные самоходные артиллерийские установки (!). Они представляли собой морские орудия калибром до 120 мм, установленные за броневым щитом на платформе тракторов. Но этих, опередивших время артиллерийских установок было построено всего несколько штук, и они успешно применялись в боях на Северном Кавказе.
Расцвет Таганрога как танковой столицы Добровольческой армии продолжался, к сожалению, недолго – с июня по декабрь 1919 года. Успех белогвардейцев на фронте сменился их отступлением, и армия от Курска покатилась на юг. В декабре 1919 года из Таганрога торопливо уехала ставка генерала Антона Деникина, свернула свою работу и Школа английских танков.
Причем отступление белогвардейцев было столь поспешным, что они смогли эвакуировать из Таганрога всего несколько боевых машин, и Красная армия смогла захватить в нашем городе 19 (!) танков – 11 штук на полигоне школы и по несколько штук, ремонтирующихся на заводе «А. Нев, Вильде и К» и на железнодорожной станции. Стоял декабрь, дул холодный пронзающий ветер, и солнце гасло в ледяном море…
В следующий раз танки исколесят окрестности Таганрога спустя 20 лет, в 1941 году, но это будет уже совсем другая история.
Александр Спиридонов
На фото: Изучение материальной части танка в "Школе английских танков" Таганрог, 1919 год
Из боев 3-го танкового отряда под Царицыным:
Своим стремительным и настойчивым ударом, ведя прицельный огонь и поддержанные огнем артиллерии Кавказской Добровольческой армии, танки прорвали оборонительное кольцо Царицына. Большевики, бросая оружие, в панике бежали, спасая свою жизнь, как казалось им, от неуязвимых танков. Белым досталась богатая добыча, брошенная спешно и в беспорядке бежавшими красноармейцами. Многие из них сдались в плен, говоря, что были насильно мобилизованы.