Десять с половиной миллиардов рублей и перспектива войти в сотню лучших вузов мира. Южный федеральный университет, созданный два года назад в рамках нацпроекта «Образование», оказался на пике эксперимента высшей школы. О том, как внедряются новые технологии обучения и насколько реально для российского вуза оказаться в числе зарубежных лидеров, STRF рассказал ректор ЮФУ Владислав Захаревич.
ЮФУ создали осенью 2006 года и в том же году (!) университет занял четвёртое место (по данным Минобрнауки) среди лучших вузов России, уступив первенство МГУ, СПбГУ и МФТИ. Но перед федеральным университетом стоят более амбициозные задачи — к 2020 году он должен влиться в мировую сотню лидеров. А ещё — отработать модель университета XXI века, исследовательского университета инновационно-предпринимательского типа.
В России огромное количество высших учебных заведений (более тысячи) и чтобы достучаться до властей, бизнес-структур, работодателей — нужно иметь некоторую критическую массу. Многие вузы уже давно это поняли и стали объединяться
«Для успешной работы нового университета в первую очередь требовалось настроить коллектив на необходимость преобразований, — отмечает ректор ЮФУ Владислав Захаревич. — До этого многие преподаватели находились в полной уверенности, что в России лучшее образование в мире. Такой болезнью неадекватности страдают, как мне кажется, многие вузовские работники. А между тем, пока мы почивали на лаврах прошлых заслуг, передовые зарубежные университеты очень серьёзно шагнули вперёд. Поэтому надо было убедить коллектив в том, что нам есть чему поучиться у западных коллег. В этом заключалась задача первых двух лет с точки зрения идеологии».
С точки зрения организации — а именно на это отводились первые два года становления Южного федерального университета — необходимо было модернизировать образовательную и научно-инновационную деятельность, отработать эффективную систему управления и, главное, наладить совместную работу четырёх абсолютно разных по направлению вузов, которые вошли в состав ЮФУ: Ростовского госуниверситета, Академии архитектуры и искусства, Таганрогского радиотехнического и Педуниверситета.
Почему именно эти четыре вуза вошли в состав федерального университета? По какому принципу их отобрали? Как они вместе работают? На вопросы, связанные с объединением вузов, за минувшие два года Владиславу Захаревичу пришлось ответить десятки, если не сотни раз. Но сегодня, когда вузовское сообщество лихорадит от предстоящих реформ и сокращения университетов, эти вопросы приобретают особую актуальность.
«Никакого давления на вузы при объединении не было, это добровольное решение каждого из них, — утверждает Владислав Захаревич. — Рассматривались разные варианты создания ЮФУ, но в итоге учёные советы именно этих четырёх вузов решили, что будет выгоднее объединиться, учитывая предстоящие объёмы финансирования и перспективы развития университета. Остальные вузы, которым предлагали объединиться, решили, что им лучше остаться самостоятельными.